Аннотация к рабочей общеобразовательной программе дисциплин(по каждому

 Аннотация к рабочей общеобразовательной программе
«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой.
Основная образовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников №3»
Села Овощи Туркменского района»(далее Программа) спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) и обеспечивает разностороннее развитие детей от 1 до 8 лет.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском языке.
Программа разработана в соответствии с:
• Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13».
• Устав МКДОУ «Детский сад №3» с.Овощи.

Срок реализации программы 5 лет.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
Содержание Программы охватывает следующие образовательные области:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Содержание указанных областей определяется целями и задачами Программы и реализуется в следующих видах деятельности:
• игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
• познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
• трудовая (в помещении и на улице);
• конструктивная (конструирование из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
• изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями) активность ребёнка.

Программа сформирована на основе ФГОС ДО, включает 3 раздела:
• целевой;
• содержательный;
• организационный;
Цели реализации Программы
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения.
Задачи реализации Программы
Программа направлена на решение следующих задач:
1. Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Реализация Программы осуществляется во всех группах общеразвивающей направленности.
Реализация Программы осуществляется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ с 7.30.до 18.00.
Особенности осуществления образовательного процесса
Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется с учетом национально – культурных, и климатических условий нашего региона по следующим направлениям:
 знакомство детей с национально-культурными традициями народов Кавказа;
 знакомство с природой нашего края;
 организация оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей экологической обстановки;
 отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Цели и задачи Программы.
Данная часть Программы сформирована с учетом образовательных потребностей и интересов детей, имеющимися условиями в ДОУ, а также возможностями педагогического коллектива ДОУ и направлена на развитие детей по образовательной области: социально-коммуникативное развитие.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, расширяет и углубляет содержание указанной образовательной области обязательной части Программы, раскрывает виды деятельности, методики, формы организации образовательной работы на основе образовательных программ:
1. Общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – м.: МОЗАЙКА-Сиетез, 2014.
2. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева;
3. Программа художественного воспитания,обучения и развития «Цветные ладошки» И.А.Лыкова.
Основной целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего отечества.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
 формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
 формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям;
 формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
 воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
 воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России.
Программа рассчитана на освоение её детьми в возрасте от 4-х до 8 лет.
Принципы формирования Программы
 принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
 принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;
 принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографий пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
 принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной систем;
 принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

О реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой (Образовательные программы, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин)

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.

Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на адаптированную образовательную программу принимается на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и при согласии письменном заявлении родителей (законных представителей).

МКДОУ "Детский сад № 3" с.Овощи   не реализует адаптированные образовательные программы.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии - не используются.

Педагогический коллектив нашего детского сада осуществляет деятельность  по основной общеобразовательной  программе.

Работа всего коллектива осуществляется по  основной образовательной программе МКДОУ «Детский сад №3»:

 В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирую¬щая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует совре¬менным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование ду¬ховных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетен¬ций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для пол¬ноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование ос¬нов базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и фи¬зических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
            Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследо¬вательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении.
            Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отно¬шения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны¬ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятель¬ности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита¬тельно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволя¬ющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос¬тями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях Детского сада и семьи;
- соблюдение в работе Детского сада и начальной ступени общего образования преемствен¬ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутс¬твие давления предметного обучения.

     Перечень программно-методического обеспечения по освоению образовательных областей

Основ-ные направ-ления Образова-тельные области Образовательные прог-раммы Разделы образ. программы Программно-методическое обеспечение
Физическое развитие

1.Здоровье

 2.Физическая культура

"От рождения до школы"

Н.Е. Веракса, М.А.Васильева, Т.С.Комарова, 2014г.

 1.Сохранение и укрепление физичес.и психического здоровья детей.

Воспитание культурно- гигиенических навыковФорми-рование началь-ных пред-ставлений о ЗОЖ.

2.Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта.

Формирован. потребности в двигательн. активности и физическом совер-шенствовании.

1. Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» М., Мозаика-Синтез, 2009

2. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа»  М., Мозаика-Синтез, 2010

Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа»  М., Мозаика-Синтез, 2010

Познавательно- речевое

1.Познание

2.Коммуникация

3.Чтение художест-венной литературы

-//-

1.Развитие познавательно-исследоват. и продуктивной деятельности

ФЭМП

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

2. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

3.Формирование интереса и потребности в чтении

1.Куцакова Л.В. « Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада»  М., Мозаика-Синтез, 2010

Куцакова Л.В. « Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада»  М., Мозаика-Синтез, 2010

Куцакова Л.В. « Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада»  М., Мозаика-Синтез, 2010

Арапова-Пискарева Н.А. «Формирование элементарных математических представлений»  М., Мозаика-Синтез, 2006

Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий»  М., Мозаика-Синтез, 2006

Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий»  М., Мозаика-Синтез, 2007

Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий»  М., Мозаика-Синтез, 2010

Соломенникова Т.Ф. «Экологическое воспитание в детском саду»  М., Мозаика-Синтез, 2008

Соломенникова Т.Ф. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада» М., Мозаика-Синтез, 2007

 Соломенникова Т.Ф. «Занятия по формированию экологических представлений во второй младшей группе детского сада» М., Мозаика-Синтез, 2007

Соломенникова Т.Ф. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» М., Мозаика-Синтез, 2010

2. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»

М., Мозаика-Синтез, 2007

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»

М., Мозаика-Синтез, 2008

Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников» М., Мозаика-Синтез, 2005

3. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе» М., Мозаика-Синтез, 2005

Социально-личностное

1.Социализация 

   

2.Труд

-//-

1.Развитие игровой деятельности

Приобщение к элемент.

Общепринятым нормам и прави-лам взаимо-отношения со сверстниками и взрослыми.

Фомирование гендерной, семейной, гржданской принадлежнос-ти, патрио-тических чувств, чувства принад-лежности к мировому сообществу 

2.Развитие трудовой деятельности.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

1.Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада»  М., Мозаика-Синтез, 2010

Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада»

 М., Мозаика-Синтез, 2010

2. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. «Трудовое воспитание в детском саду» 

М., Мозаика-Синтез, 2006

Худо-жественно-эстети-ческое

1.Художественное творчество

2.Музыка

-//-

"Ладушки" Н.Каплунова,И. Новоскольцева

1.Развитие продуктивной деятельности.

Развитие детского творчества.

Приобщение к изобразитель-ному искусству.

2.Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству

1. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий»  М., Мозаика-Синтез, 2007

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий»  М., Мозаика-Синтез, 2007

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий»  М., Мозаика-Синтез, 2008

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду»  М., Мозаика-Синтез, 2006

2. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2008

Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Праздники и развлечения в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2006

Конец формы